На прохождение экспериментально-психологического исследования (его еще называют психодиагностическим) пациента направляет врач психиатр. Исследование является одним из основных этапов в постановке диагноза, помогает собрать объективные данные о психике пациента и сравнить их с нормативными показателями.
В ходе исследования врач выявляет индивидуально-психологические особенности, которые будут оказывать влияние на процесс психотерапевтического взаимодействия. В клинике Лазарет используются современные пато-, нейропсихологические и психофизиологические методы оценки.
Текст подготовила клинический психолог Петренко Мария Владимировна, кандидат психологических наук.
Исследование включает в себя несколько блоков:
Оценка психических процессов: восприятие, речь, память, внимание, мышление
Анализ актуального фона настроения, агрессивных и аутоагрессивных тенденций
Исследование личностных особенностей пациента
Изучение уровня интеллектуального развития
Выявление мишеней психотерапии.
Продолжительность исследования в среднем составляет 1,5 часа. Для оценки каждого психического процесса используется несколько методов. Для их всестороннего анализа по результатам исследования формируется заключение для лечащего врача и пациента.
Начинается психодиагностическое исследование со сбора анамнеза пациента, путем направленной беседы и метода наблюдения. Психолог уточняет жалобы, анализирует наиболее значимые события в жизни клиента, которые могли оказать влияние на становление и развитие его личности, оценивает актуальное эмоциональное состояние – это является крайне важным, так как эмоциональное состояние оказывает существенное влияние на протекание психических процессов и может сказываться на продуктивности выполнения всех последующих проб.
Далее врач переходит к изучению психических процессов. При исследовании памяти мы изучаем характеристики слухоречевого и визуального запоминания, оцениваем объем кратковременной, долговременной и оперативной (необходимой для выполнения конкретной деятельности) памяти. Для этого используются стандартизированные пробы на запоминание различных стимулов: это может быть словесный ряд, визуальный ряд, цифровые последовательности, либо методики, направленные на опосредованное запоминание.
Методики для исследования внимания позволяют получить объективные данные о степени концентрации, устойчивости, переключаемости, распределении и истощаемости активного внимания. Все методики для оценки памяти и внимания имеют четкие границы нормативных показателей, что позволяет получить объективные данные и сделать выводы о степени выраженности нарушений и дать рекомендации о необходимых интервенциях для поддержания уровня функционирования психики.
Наиболее сложным для диагностики является такой психический процесс, как мышление. В ходе его изучения анализируются основные операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация и конкретизация. Для этого используются различные наборы стимульного материала, например, карточки с картинками или словами, в которых необходимо выделить общее, существенное, объединить в одну группу, найти сходства или различия, установить определенную последовательность, вставить пропущенные слова согласно логике.
Выявление особенностей протекания мыслительных процессов имеет большое значение как в процессе дифференциальной диагностики между различными группами психиатрических и неврологических заболеваний, так и для дополнения понимания личностных особенностей пациентов.
Анализ уровня аффективного самоконтроля, аутоагрессивных и суицидальных тенденций имеет огромное значение при диагностике пациентов с БАР и пограничным расстройствами линости – большой процент из этих категорий больных испытывает сильные негативные переживания и обнаруживает склонность к самоповреждающему или суицидальному поведению. Это требует оказания своевременной и высококвалифицированной помощи со стороны как психиатров, так и психотерапевтов.
При исследовании личности используются опросники и анкеты. В этих случаях пациентам предлагается ответить на ряд утверждений, которые надо оценить, как верные или нет по отношению к себе. Опросники позволяют специалисту построить личностный профиль, в котором будет выделены наиболее выраженные индивидуально-психологические особенности, обуславливающие наиболее характерные эмоциональные и поведенческие реакции человека на события внешнего мира, стрессовые ситуации, особенности самовосприятия и восприятия других людей.
Это имеет большое значение в подборе наиболее эффективных психотерапевтических подходов. Широкое распространение при анализе индивидуально-психологических особенностей получили проективные методы исследования, когда предлагается расположить цвета по мере приятности, выбрать симпатичные и отталкивающие лица из предложенных фото, сделать рисунок.
В последнее время набирают популярность психофизиологические методы исследования, зарекомендовавшие себя при клинических испытаниях, к этой категории относятся компьютерные программы, ориентированные на наше непроизвольное внимание и восприятие. Обе данные категории методов исследования являются высокоинформативными, т.к. нивелируют воздействие механизмов психологической защиты и помогают проникнуть намного глубже в бессознательные участки нашей психики.
Отдельным блоком идут методы для оценки уровня интеллектуального развития. Они применяются в детском возрасте, когда есть необходимость определения ребенка в коррекционную школу, для оценки наименее развитых отделов психики, которые требуют разработки программ индивидуального развития. Либо в пожилом возрасте – для оценки степени выраженности когнитивного дефекта, когда есть необходимость в разработке индивидуальных заданий, для поддержания уровня функционирования когнитивных процессов.
Выводы, сделанные психологом на основе экспериментально-психологического исследования, направлены на то, чтобы врачом-психиатром был выставлен максимально корректный диагноз, с учетом всех особенностей психической деятельности пациента и его индивидуально-психологических особенностей. Цель выводов – назначение максимально подходящего фармакологического лечения и подбор наиболее эффективных методик и техники психотерапевтических интервенций.
Проводим для жителей Петербурга и иногородних экспериментальное патопсихологическое исследование в клинике Лазарет. Пройдите ЭПО быстро и с комфортом у наших врачей-специалистов.
Материал проверен: врачом-психиатром, соавтором цикла телепередач «5 канала», экспертом ТВ-каналов «78», «Санкт-Петербург», «Известия», автором методики Фотосенсорный ритмоблок
Рысин Евгений РобертовичИсточники данных:
Медицинская психология в психиатрии
Клиника «Лазарет»
Обращусь за лечением сейчас:
ЗаписатьсяСанкт-Петербург, 17-я линия Васильевского острова, дом 4
Кто будет меня лечить?
Вопрос-ответ
Зачем мне психотерапевт, если я могу поговорить о проблемах с другом? Отвечает на вопрос известный врач психиатр клиники "Лазарет" Евгений Робертович Рысин.
Сколько должна стоить эффективная психотерапия? Отвечает известный врач, ведущий специалист клиники.
Имеются противопоказания, требуется консультация специалистов
Копирование любых материалов без письменного разрешения ООО "Лазарет" запрещено
Политика конфиденциальности
Модернизация сайта: «7 Студио»
Продвижение сайта: «7 Студио»