На прохождение экспериментально-психологического исследования (его еще называют психодиагностическим) пациента направляет врач психиатр. Исследование является одним из основных этапов в постановке диагноза, помогает собрать объективные данные о психике пациента и сравнить их с нормативными показателями.
В ходе исследования врач выявляет индивидуально-психологические особенности, которые будут оказывать влияние на процесс психотерапевтического взаимодействия. В клинике Лазарет используются современные пато-, нейропсихологические и психофизиологические методы оценки.
Текст подготовила клинический психолог Петренко Мария Владимировна, кандидат психологических наук.
Исследование включает в себя несколько блоков:
Оценка психических процессов: восприятие, речь, память, внимание, мышление
Анализ актуального фона настроения, агрессивных и аутоагрессивных тенденций
Исследование личностных особенностей пациента
Изучение уровня интеллектуального развития
Выявление мишеней психотерапии.
Продолжительность исследования в среднем составляет 1,5 часа. Для оценки каждого психического процесса используется несколько методов. Для их всестороннего анализа по результатам исследования формируется заключение для лечащего врача и пациента.
Начинается психодиагностическое исследование со сбора анамнеза пациента, путем направленной беседы и метода наблюдения. Психолог уточняет жалобы, анализирует наиболее значимые события в жизни клиента, которые могли оказать влияние на становление и развитие его личности, оценивает актуальное эмоциональное состояние – это является крайне важным, так как эмоциональное состояние оказывает существенное влияние на протекание психических процессов и может сказываться на продуктивности выполнения всех последующих проб.
Далее врач переходит к изучению психических процессов. При исследовании памяти мы изучаем характеристики слухоречевого и визуального запоминания, оцениваем объем кратковременной, долговременной и оперативной (необходимой для выполнения конкретной деятельности) памяти. Для этого используются стандартизированные пробы на запоминание различных стимулов: это может быть словесный ряд, визуальный ряд, цифровые последовательности, либо методики, направленные на опосредованное запоминание.
Методики для исследования внимания позволяют получить объективные данные о степени концентрации, устойчивости, переключаемости, распределении и истощаемости активного внимания. Все методики для оценки памяти и внимания имеют четкие границы нормативных показателей, что позволяет получить объективные данные и сделать выводы о степени выраженности нарушений и дать рекомендации о необходимых интервенциях для поддержания уровня функционирования психики.
Наиболее сложным для диагностики является такой психический процесс, как мышление. В ходе его изучения анализируются основные операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация и конкретизация. Для этого используются различные наборы стимульного материала, например, карточки с картинками или словами, в которых необходимо выделить общее, существенное, объединить в одну группу, найти сходства или различия, установить определенную последовательность, вставить пропущенные слова согласно логике.
Выявление особенностей протекания мыслительных процессов имеет большое значение как в процессе дифференциальной диагностики между различными группами психиатрических и неврологических заболеваний, так и для дополнения понимания личностных особенностей пациентов.
Анализ уровня аффективного самоконтроля, аутоагрессивных и суицидальных тенденций имеет огромное значение при диагностике пациентов с БАР и пограничным расстройствами линости – большой процент из этих категорий больных испытывает сильные негативные переживания и обнаруживает склонность к самоповреждающему или суицидальному поведению. Это требует оказания своевременной и высококвалифицированной помощи со стороны как психиатров, так и психотерапевтов.
При исследовании личности используются опросники и анкеты. В этих случаях пациентам предлагается ответить на ряд утверждений, которые надо оценить, как верные или нет по отношению к себе. Опросники позволяют специалисту построить личностный профиль, в котором будет выделены наиболее выраженные индивидуально-психологические особенности, обуславливающие наиболее характерные эмоциональные и поведенческие реакции человека на события внешнего мира, стрессовые ситуации, особенности самовосприятия и восприятия других людей.
Это имеет большое значение в подборе наиболее эффективных психотерапевтических подходов. Широкое распространение при анализе индивидуально-психологических особенностей получили проективные методы исследования, когда предлагается расположить цвета по мере приятности, выбрать симпатичные и отталкивающие лица из предложенных фото, сделать рисунок.
В последнее время набирают популярность психофизиологические методы исследования, зарекомендовавшие себя при клинических испытаниях, к этой категории относятся компьютерные программы, ориентированные на наше непроизвольное внимание и восприятие. Обе данные категории методов исследования являются высокоинформативными, т.к. нивелируют воздействие механизмов психологической защиты и помогают проникнуть намного глубже в бессознательные участки нашей психики.
Отдельным блоком идут методы для оценки уровня интеллектуального развития. Они применяются в детском возрасте, когда есть необходимость определения ребенка в коррекционную школу, для оценки наименее развитых отделов психики, которые требуют разработки программ индивидуального развития. Либо в пожилом возрасте – для оценки степени выраженности когнитивного дефекта, когда есть необходимость в разработке индивидуальных заданий, для поддержания уровня функционирования когнитивных процессов.
Выводы, сделанные психологом на основе экспериментально-психологического исследования, направлены на то, чтобы врачом-психиатром был выставлен максимально корректный диагноз, с учетом всех особенностей психической деятельности пациента и его индивидуально-психологических особенностей. Цель выводов – назначение максимально подходящего фармакологического лечения и подбор наиболее эффективных методик и техники психотерапевтических интервенций.
Проводим для жителей Петербурга и иногородних экспериментальное патопсихологическое исследование в клинике Лазарет. Пройдите ЭПО быстро и с комфортом у наших врачей-специалистов.
Материал проверен: врачом-психиатром, соавтором цикла телепередач «5 канала», экспертом ТВ-каналов «78», «Санкт-Петербург», «Известия», автором методики Фотосенсорный ритмоблок
Рысин Евгений РобертовичИсточники данных:
Медицинская психология в психиатрии
Клиника «Лазарет»
Обращусь за лечением сейчас:
ЗаписатьсяСанкт-Петербург, 17-я линия Васильевского острова, дом 4
Имеются противопоказания, требуется консультация специалистов
Копирование любых материалов без письменного разрешения ООО "Лазарет" запрещено
Политика конфиденциальности
Модернизация сайта: «7 Студио»
Продвижение сайта: «7 Студио»